ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИКАССОВОЙ ЗОНЫ

Большое значение имеет расположение ряда кассовых мест. Поток покупателей должен быть направлен таким образом, чтобы он проходил через все отделы магазина. Также желательно, чтобы доступ к кассовому месту был прямым из любого отдела — где бы ни находился клиент магазина, кассовый бокс должен быть виден. Иногда при очень большой проходимости — с количеством покупателей несколько тысяч и более человек — имеет смысл разделять покупательские потоки дополнительными средствами при подходе к кассе.

Обычно ряд кассовых боксов тянется по параллельной линии, противоположной выходу из магазина. Важную роль играет местонахождение сумочной, где покупатели оставляют принесенные с собой вещи. Доступ к сумочной должен быть простым и прямым от всех кассовых столов. Величина расстояния между рядом кассовых боксов и выходом из магазина оценивается специалистами по оснащению супермаркетов различно. Некоторые называют минимальную цифру 2 кв. м — это та ширина прохода, которая необходима для свободного расхождения двух покупательских тележек. Другие определяют минимум в 3 кв. м, но все сходятся во мнении, что ширина прохода, безусловно, должна быть пропорциональна размерам всего магазина и, по возможности, больше. Действительно, ведь на данном ограниченном участке клиенты торгового предприятия совершают массу движений — упаковывают покупки, забирают из сумочной вещи и проходят к выходу. Дополнительными трудностями, возникающими в этой зоне, можно назвать возможное скопление покупательских тележек, загромождающих проход. Чтобы этого не случалось, в магазине (особенно крупном) должен быть специальный персонал, который отвозит тележки на их место в начале торгового зала. В небольшом магазинчике эту обязанность обычно выполняет охранник. Чтобы ускорить проход покупателей, была изобретена специальная модель кассового бокса, которая избавляет клиентов от необходимости самостоятельно складывать покупки в пакеты, и таким образом экономит их время. Кассир раскрывает упаковочные пакеты на специальных держателях, установленных в глубоком накопителе, принимает товар с транспортера, сканирует его и аккуратно складывает прямо в пакет. По мере наполнения сумки, кассир перемещает его по транспортеру в нижнюю часть накопителя.

Другая прилегающая к кассовым боксам зона требует не меньшего внимания. Ведь участок, расположенный между стеллажами торгового зала и кассовыми боксами, является активным местом продаж товаров импульсивного спроса. Однако уверенность в том, что «возле кассы продается все» иногда приводит к тому, что владельцы магазина порой выносят в прикассовую зону слишком много стеллажей и корзин с часто не слишком необходимыми товарами, что загромождает проход, и может вызывать неудовольствие у посетителей магазина. Чтобы подобные трудности не возникали, ширина этого участка должна быть не менее трех метров.

Довольно легко рассчитать необходимое минимальное расстояние между самими кассовыми боксами. Все специалисты сходятся в том, что минимальная ширина прохода — 75 см. Конечно, на эту цифру влияет также ширина покупательских тележек, которые используются в магазине, но даже при использовании узких тележек не стоит уменьшать ширину прохода до, например, 60 см. Расстояние между кассовыми местами окружено множеством небольших полочек и стеллажей с небольшими товарами (конфетами и жвачками), и узкий проход может вызвать у посетителя ощущение дискомфорта.

Что касается входа в торговый зал, то прямой зависимости между длиной рядов кассовых боксов и шириной калиток, ведущих к стеллажам с товарами, не существует. Специалисты в области оснащения супермаркета советуют сделать вход довольно широким (больше метра). Рядом с воротцами стоит сделать отдельный въезд для провоза тележек, так как при отсутствии автоматического механизма их открытия постоянное столкновение металлических тележек с калиткой приводят к их быстрому износу и необходимости их постоянного обновления.

Несмотря на то, что планирование прикассового пространства может занять много времени, быстрая и удобная система оплаты и упаковки товаров оставит у покупателя приятные впечатления от посещения магазина, и он наверняка вернется сюда за новыми покупками.